В русской, особенно эмигрантской, литературе существует давнишняя
тенденция объяснять украинский национализм исключительно воздействием
внешних сил. Особенное распространение получила она после первой мировой
войны, когда вскрылась картина широкой деятельности австро-германцев по
финансированию организаций, вроде "Союза Вызволения Украины", по организации
боевых дружин ("Сичевые Стрельцы"), воевавших на стороне немцев, по
устройству лагерей-школ для пленных украинцев.
Д. А. Одинец, погрузившийся в эту тему и собравший обильный материал,
был подавлен грандиозностью немецких планов, настойчивостью и размахом
пропаганды в целях насаждения самостийничества {2}. Вторая мировая война
явила еще более широкое полотно в этом смысле.
Но с давних пор историки, и среди них такой авторитет, как проф. И. И.
Лаппо, обратили внимание на поляков, приписывая им главную роль в создании
автономистского движения.
Поляки, в самом деле, по праву могут считаться отцами украинской
доктрины. Она заложена ими еще в эпоху гетманщины. Но и в новые времена их
творчество очень велико. Так, самое употребление слов "Украина" и "украинцы"
впервые в литературе стало насаждаться ими. Оно встречается уже в сочинениях
графа Яна Потоцкого {2а}.
Другой поляк, гр. Фаддей Чацкий, тогда же вступает на путь расового
толкования термина "украинец". Если старинные польские анналисты, вроде
Самуила Грондского, еще в XVII веке выводили этот термин из географического
положения Малой Руси, расположенной на краю польских владений ("Margo enim
polonice kraj; inde Ukгаinа quasi provinсiа ad fines Regni posita") {3}, то
Чацкий производил его от какой-то никому кроме него не известной орды
"укров", вышедшей якобы из-за Волги в VII веке {4}.
Поляков не устраивала ни "Малороссия", ни "Малая Русь". Примириться с
ними они могли бы в том случае, если бы слово "Русь" не распространялось на
"москалей".
Внедрение "Украины" началось еще при Александре I, когда, ополячив
Киев, покрывши весь правобережный юго-запад России густой сетью своих
поветовых школ, основав польский университет в Вильно и прибрав в рукам
открывшийся в 1804 году харьковский университет, поляки почувствовали себя
хозяевами умственной жизни малороссийского края.
Хорошо известна роль польского кружка в харьковском университете, в
смысле пропаганды малороссийского наречия, как литературного языка.
Украинскому юношеству внушалась мысль о чуждости общерусского литературного
языка, общерусской культуры и, конечно, не забыта была идея нерусского
происхождения украинцев {5}.
Гулак и Костомаров, бывшие в 30-х годах студентами Харьковского
университета, подверглись в полной мере действию этой пропаганды. Ею же
подсказана и идея всеславянского федеративного государства, провозглашенная
ими в конце 40-х годов. Знаменитый "панславизм", вызывавший во всей Европе
яростную брань по адресу России, был на самом деле не русского, а польского
происхождения. Князь Адам Чарторыйский на посту руководителя русской
иностранной политики открыто провозгласил панславизм одним из средств
возрождения Польши.
Польская заинтересованность в украинском сепаратизме лучше всего
изложена историком Валерианом Калинкой, понявшим бессмысленность мечтаний о
возвращении юга России под польское владычество. Край этот потерян для
Польши, но надо сделать так, чтобы он был потерян и для России {5a}. Для
этого нет лучшего средства, чем поселение розни между южной и северной Русью
и пропаганда идеи их национальной обособленности. В этом же духе составлена
и программа Людвига Мерославского, накануне польского восстания 1863 года.
"Вся агитация малороссианизма - пусть перенесется за Днепр; там
обширное пугачевское поле для нашей запоздавшей числом Хмельничины. Вот в
чем состоит вся наша панславистическая и коммунистическая школа!... Вот весь
польский герценизм!" {6}.
2a Jan Potocki - "Voyage dans les steppes d'Astrakhan et du Caucase".
1829, Paris. Merlin.
3 Такое толкование принято было М. С. Грушевским. Но чувствуя его
неудобство для украинофильства и для всей своей исторической схемы, он, тем
не менее, ни к какому другому ясному объяснению не пришел. Уже в 1919 г. в
"Короткой Истории Украины", на стр. 3 он пообещал: "А звитки назва Украины
пишла - се потим побачимо". Но ни в этой, ни в других книгах не посвятил нас
в результаты "побачення". Один из его последователей и кажется, учеников,
Сергей Шелухин, считает все его суждения по этому поводу - "хаосом догадок"
См. Сергей Шелухин "Украина - назва нашой земли з найдавнийших часив". Прага
1936.
4 Thadeusz Chacki - "O nazwiku Ukrajny i poczеtku kozakw" Собр. соч.
Варшава, 1843-1845.
5 См. об этом: Кн. А. М. Волконский - "Историческая правда и
украинофильская пропаганда". Турин, 1920. - А. Царинный - "Украинское
движение; краткий исторический очерк". Берлин, 1925.
5а A. Tarnowsky. Ks. W. Kalinka. Krakw 1887, c.167-170.
6 А. А. Корнилов - "Общественное движение при Александре II". М. 1909,
стр. 182.