Авантюрин — багровый, тёмно-красный.
Аврора — устрично-розовый.
Аврорный — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом.
Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым оттенком. Чаще этот цвет употребляют, когда говорят о цвете лица.
Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. В 40—50-х годах XIX в. употреблялось в прессе и литературе: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или чёрный с красными разводами.
Алебастровый — матовый бледно-жёлтый.
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников).
Аполлон — ярко-золотой.
РАЗВЕРНУТЬ СКРЫТЫЙ ТЕКСТ
Collapse
Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли.
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из марены и др.
Багор (багр, багрец, багрецовый) — густо-красный с синеватым оттенком. Багряница — пряжа, окрашенная в багряный цвет.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский — один из оттенков красной гаммы (от «баркан» — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шёлкового штофа).
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Биллиардного сукна — ядовито–зелёный.
Бисквитный — нежный серовато-зелёный.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый).
Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — густой коричневый, бурый (от «бистр» — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.
Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleu d’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond).
Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитний» (читается: блакы́тный) — именно голубой.
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд».
Болкатый — чёрный, тёмный.
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера» или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с чёрным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Броный — бело-серый.
Бронзовый
Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. густо-розовый, цвета созревающей брусники.
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета ягоды брусники.
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый — то же, что бурый.
Бусый — тёмный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Весёлая вдова — оттенок розового.
Вердепёшевый — жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик).
Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый.
Вердрагоновый (от фр. vert dragon) — оттенок тёмно-зелёного.
Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари.
Винный — желтовато-красный.
Винных дрожжей — желтовато-красный.
Влюблённой жабы — зеленовато-серый.
Влюбленного жирафа (или брюха жирафа, или "жирафы в изгнании") — сочетание светло-коричневого и жёлтого с рыжеватым оттенком. Этот цвет, вернее, его название, пришло из Франции: в 1827 году в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Это был самый модный цвет 1827 г.
Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный.
Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого.
Выдровый — грязновато-зелёный.
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити — или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный — серый.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый — серый или грязно-жёлтый.
Гортензия — нежно-розовый.
Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. gris de lin), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
Гридеперлевый (фр. gris de perle) — жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового».
Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом.
Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Девонширский коричневый — светло-жёлтый.
Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста.
Драконьей зелени — очень тёмный зелёный.
Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».
Египетский коричневый — цвета мускатного ореха.
Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого.
Жжёного хлеба — сложный оттенок коричневого.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.
Жирафовый — жёлто-коричневый.
Жирафового брюха — жёлто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.
Жонкилевый — цвет нарцисса.
Зекрый — тёмный, светло-синий, сизый.
Змеиной кожи — см. нильской воды
Изабеловый — бледно-соломенный, обычно относится к масти лошадей — светловолосой; изжелта — белёсоватой при белом хвосте и гриве.
Изжелта — желтистый, с добавкой другого цвета.
Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной).
Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
Иудина дерева — ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый — желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе — сочетание жёлтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Рогана в связи со знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный (от франц. cramoisi) — насыщенно-красный, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карамазый — черномазый, чернявый.
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.
Касторовый — тёмно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
Кашу́ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Клеопатра — пурпурный.
Клуши — чёрная карточная масть — пика.
Колумбиновый — сизый (от фр. colombin — «голубь»).
Конго — начищенного медистого золота.
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, яркий, насыщенный синий.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кофейный
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).
Куропаткины глаза — светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошёл в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (по одноимённому животному) — желтовато-коричневый.
Лесных каштанов — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма — тёмно-серый.
Лондонской грязи — тёмно-коричневый.
Лорд Байрон — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лунь — лунный, тусклый цвет, блеск, белизна.
Лягушки в обмороке — светлый серо-зелёный.
Магово-гуляфный — красно-розовый.
Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла ещё одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Малахит муравленый — характеристика гончарного изделия, например, горшка, покрытого глазурью, обычно зеленоватый.
Малахитовый — цвет малахита.
Маргаритовый — ярко-пунцовый.
Маренго — серый с вкраплениями чёрного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом тёмно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны (от фр. marine — морской).
Мария Луиза — голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).
Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в её честь — Rose Pompadour.
Массака́ — тёмно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Медвежий (он же медвежьего ушка) — тёмно-каштановый оттенок коричневого.
Мексиканский — голубо-стальной.
Милори — тёмно-голубой, синий.
Мов — розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского maure doré, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX в.
Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
Муравчатый — травяной, мелкокрапчатый.
Мурамный, муаровый — травянисто-зелёный.
Мутный цвет — грязный, нечистый, неясный.
Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый (от фр. nacarat).
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — тёмный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мёртвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов тёмных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый — от нефрита, насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая (нефрит зелёный).
Нанковый — грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани.
Нильской воды (фр. vert du Nil) — серовато-зелёный.
Облакотный — цвета облака.
Оброщеный — багряный.
Орлецовый — красно-вишнёво-розовый, цвета орлеца.
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый — тёмный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый — зелёный с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний — синевато-лиловый.
Палевый — розовато-бежевый оттенок жёлтого, от фр. paille — «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижский голубой — светло-голубой.
Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастьена Мерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление — тёмный оттенок серого. По другим источникам — чёрный с краснотой.
Пелёсый — тёмный, бурый.
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый — жемчужно-серый (от фр. perle — перл, жемчуг).
Померанцевый — апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый — пурпурный.
Последний вздох жако — жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый — светло-жёлтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета.
Празелёный — иссиня-зеленоватый.
Праземный — цвета празема, светло-зелёного кварца.
Прюнелевый — оттенок чёрного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только чёрной.
Пукетовый (от испорченного «букет») — расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от фр. puce — «блоха»). Новый словарь русского языка описывает его как просто тёмно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и — врут, наверное, — цвет «блохи в родильной горячке».)
Райской птицы — соломенный, по одному из видов райских птиц.
Ранжевый — то же, что оранжевый.
Резвая пастушка — оттенок розового.
Рвота императрицы — оттенок коричневого.
Рдяный — красный, алый. Рдеть — гореть, воспаляться, краснеть, ярко алеть.
Редрый — бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Рудой — рыжий и рыжебурый, «жарко-красный».