Было бы резонно задаться вопросом:
почему «Эйр Астана», в 2015-2016 годы декларировав убытки, закупает новые дримлайнеры стоимостью от $220 до 300 млн, а не приобретает их, скажем, в лизинг, как это обычно делают авиакомпании?
Ведь во всем мире, и в Казахстане в том числе, прибыль авиаперевозчиков формируется благодаря тому, что борта никогда не оплачиваются целиком, а приобретаются в рассрочку и приносят компаниям прибыль с момента пополнения авиапарка.
Очевидно, что для такой капиталоемкой и зачастую дотационной отрасли, как авиастроение, новые клиенты и новые рынки сбыта – это своего рода бизнес-удача.
Поддержка не отечественного производителя
Что касается сделки между General Electric и КТЖ о приобретении 300 новых сцепных локомотивов на сумму почти 900 млн долларов (контракт поддержит либо создаст новые 3,5 тыс. рабочих мест в США) она выглядит еще более трудно объяснимой.
Сегодня в индустриальном парке Астаны действует собственный завод по строительству локомотивов General Electric серии Evolution — АО «Локомотив құрастыру зауыты», созданный в 2009 году.
В свое время предприятие позиционировалось как флагманский проект казахстанского машиностроения, а компания General Electric принимала участие в разработке технических характеристик собираемых в Казахстане тепловозов.
В настоящий момент заводом на равных долях (50/50) владеет российский «Трансмашхолдинг» и General Electric Transportation.
Как сообщается на официальном сайте предприятия, в настоящее время
«Локомотив құрастыру зауыты» обеспечивает 80% потребности национальной компании КТЖ в грузовых тепловозах
К настоящему дню на заводе было построено 301 грузовых и 8 пассажирских тепловозов, из которых 23 единицы были поставлены на экспорт в Таджикистан, Азербайджан, Туркменистан, Украину и Кыргызстан.
Причем за первые 5 лет на заводе было собрано 280 тепловозов, а с 2015 года предприятие, на котором работает свыше 700 рабочих, пребывает в кризисе из-за нехватки заказов
Почему КТЖ вознамерились приобрести локомотивы в США при наличии казахстанского производителя, несколько лет находящегося в кризисе из-за отсутствия заказов, и тем самым, скорее всего, «похоронить» флагман отечественного машиностроения, вопрос, по-видимому, риторический.