Автор Тема: Диодный мост - как свидетель инженерной культуры  (Прочитано 5285 раз)

Bуйкo 3 Бандерштату

  • *****
  • Сообщений: 91823

Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.

Преамбула

Место действия: Москва, август сего года.
Задача: найти выпускника инженерно-технического вуза со специальностью электронщика\радиоэлектронщика на позицию сервисного инженера.
Тип обслуживаемого оборудования: высокотехнологичные системы очистки воды (получение воды 18.2 МОм), лабораторные приборы и инструменты.
Необходимые минимальные знания: умение держать паяльник в руках, понимание базовых принципов электротехники, электроники, знание физики хотя бы на уровне 2-х курсов технического вуза.

Вместо пролога

Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.

Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…

Фабула

Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.

Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.

В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.

Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост:



Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.

В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто?

Вместо эпилога

Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…



Когда я читаю хабр, особенно раздел DIY, я, чаще всего, ловлю себя на том, что у меня появляется улыбка на лице. Мне всегда импонировали те, кто что-то мастерили, пытались и продолжают пытаться что-то конструировать. Любой пытливый разум достоин тихого восхищения. И мне всегда казалось, что общая высокая инженерная культура – это наша национальная черта, то, что у нас никогда не отнять. Неужели мы готовы все это растерять? Или это уже случилось? Неужели мы допускаем, что у нас радиоэлектронщики с высшим образованием не способны назвать виды гармонических модуляций, да что модуляций, не могут по сути объяснить, чем отличается переменный и постоянный ток. Где у диода анод и катод. Какие вопросы задавать выпускникам радиотехнических вузов – «А не в амперах ли измеряется сила тока?». Ведь закон Ома они уже забыли, причем некоторые даже еще не получив диплом.
https://m.habrahabr.ru/post/233851/
« Последнее редактирование: 23 Январь 2016, 10:38:02 от Вуйко 3 Бандерштату »
Смерть руSSко-фашистським свинособакам !
Люта і мучительна ! Всяка!

заперевал

  • Гость
" Вдумайтесь в эти слова –
магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я
попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе
прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно
признался – «не знаю»."


ну зачем так строго судить новичка?

ну спутал он диодный мост с трехфазным однополупериодным выпрямителем

бывает

Gringo

  • Гость
я нарисую диодный мост и это не заслуга Харьковского национального института радиоэлектроники, диплом с отличием которого у меня, вполне заслуженно, есть.
Это заслуга советского техникума.

Луганскийreal

  • Гость
Да нормально это. Образование целенаправленно гробится везде. В окраине по-другому, что ли? Кто бы тогда скакал, если бы мозги были.? Я в свое время с дочкой повздорил, когда она получила годовую по химии 5, не зная валентности ни одного элемента. "А нам разрешают справочниками пользоваться". Поколение дебилов уже взращено

Луганскийreal

  • Гость
я нарисую диодный мост и это не заслуга Харьковского национального института радиоэлектроники, диплом с отличием которого у меня, вполне заслуженно, есть.
Это заслуга советского техникума.
О, какой год?


Луганскийreal

  • Гость
Не, ХИРЭ какой год?

Луганскийreal

  • Гость
Аа, понял, ну ладно))

орнитолог

  • *****
  • Сообщений: 76232
там забавная лента комментариев .... вот достал вуйке кроссворд решать .... на русском языке .....


заперевал

  • Гость
и причем тут вуз?

диодный мост это кажись еще в школе учат

не пойму,зачем нужен инженер на пайку диодных мостов 

понимаю,зачем он нужен при переводе мостового крана на радиоуправление,на внелрение частотно-регулируемых приводов насосов и тд

но -пайка мостов?

Gringo

  • Гость
в техникуме однокурсницу преподаватель программирования, жыд, но нормальный, электронщик неплохой, щас в Америке, попросил красиво написать текст, и слово "триггер" из за его почерка она распознала и написала, как "триппер"...
отвечаю, я смеялся не громко

орнитолог

  • *****
  • Сообщений: 76232
понимаю,зачем он нужен при переводе мостового крана на радиоуправление,на внелрение частотно-регулируемых приводов насосов и тд

да попиздеть .....

я много видел народа работающего в разных частных и госконторах инженерами ..... все соответствуют в лучшем виде ..... к моему удивлению даже майоры и подполковники из минобороны, занимающиеся заказами новой техники ..... здорово секут в основах ....

аз_инджа_бе_шма

  • **
  • Сообщений: 5604
  • از من به شما
Это заслуга советского техникума.
и это не так,
ибо это заслуга советских кружков технического творчества. 

Gringo

  • Гость
ТС, как истинный украинец, довольно щепетильно относится к "теме сабжа", сам вольно интерпретируя это понятие...
Вопрос действительно очень серьезен, если слегка выйти за рамки, то Украина и Россия держится в техническом плане исключительно на относительно старых кадрах(я не беру сферу IT)

alexs

  • ****
  • Сообщений: 25242
 Есть такой комедийный сериал " Теория Большого взрыва ", про учёных-ботанов. Там я увидел у одного из героев футболку со странным рисунком похожим на штрих-код, но с кружком посередине, погуглив выяснил, что это "Эффект Доплера". Заказал такую футболку в инете и купил. Пришёл я как-то в ней в гости к тестю с тёщей и какого было моё удивление , когда тесть глянув на футболку сразу сказал, что это "эффект доплера". Тестю 74 года было, ВУЗ он закончил хрен знает когда, учился он не на физика, а на программиста-электронщика, в те годы были такие. Я тоже заканчивал ВУЗ по похожей специальности В.С.,К. и С., но я-то не помню вообще этого, хотя, наверное, мы это по физике и проходили, а дед помнит !!!! Уровень образования упал в разы, однозначно.

орнитолог

  • *****
  • Сообщений: 76232
да херли далеко ходить ..... дионый мост - диодный мост .... решите простую задачку с олимпиады по физике для 9-го класса ... и вы поймете .... насколько вы хорошо представляете себе работу диода .... даже в идеальном варианте ...


Gringo

  • Гость
Это заслуга советского техникума.
и это не так,
ибо это заслуга советских кружков технического творчества. 


в широком смысле-да
в том числе-наиболее точно, ибо была система

Гематом

  • *****
  • Сообщений: 54432
  • Сволочь. Приличная.
К сожалению,  всё на самом деле плохо. Очень плохо. Уровень подготовки молодых радиотехников очень низкий,  старых и опытных уже мало. Усугубляет всё и большой дифицит инженерых кадров и ~20 летний кадровый провал. На многих предприятиях отсутствует элементарная приемственность,  когда опыт и знания или некому передавать,  или тупо нет источника этих знаний и опыта.  Стоимость схемотехника определяется на 90% опытом и схемотехнической эрудицией,  и по пять процентов приходится на базовое образование и талант. Но на образовании,  как на фундаменте,  стоит вся дальнейшая конструкция из опыта и таланта.  Но,  к сожалению,  90% полученных верхних знаний не имеют практического применения. Хлипкий такой фундамент получается на выходе.

Gringo

  • Гость
Есть такой комедийный сериал " Теория Большого взрыва ", про учёных-ботанов. Там я увидел у одного из героев футболку со странным рисунком похожим на штрих-код, но с кружком посередине, погуглив выяснил, что это "Эффект Доплера". Заказал такую футболку в инете и купил. Пришёл я как-то в ней в гости к тестю с тёщей и какого было моё удивление , когда тесть глянув на футболку сразу сказал, что это "эффект доплера". Тестю 74 года было, ВУЗ он закончил хрен знает когда, учился он не на физика, а на программиста-электронщика, в те годы были такие. Я тоже заканчивал ВУЗ по похожей специальности В.С.,К. и С., но я-то не помню вообще этого, хотя, наверное, мы это по физике и проходили, а дед помнит !!!! Уровень образования упал в разы, однозначно.

моему тестю за 60...я скромно курю

орнитолог

  • *****
  • Сообщений: 76232
На многих предприятиях отсутствует элементарная приемственность,  когда опыт и знания или некому передавать,  или тупо нет источника этих знаний и опыта.  Стоимость схемотехника определяется на 90% опытом и схемотехнической эрудицией,  и по пять процентов приходится на базовое образование и талант. Но на образовании,  как на фундаменте,  стоит вся дальнейшая конструкция из опыта и таланта.  Но,  к сожалению,  90% полученных верхних знаний не имеют практического применения. Хлипкий такой фундамент получается на выходе.

во-первых преемственность ....

а во-вторых это полная хуйня ..... иначе росатом не имел бы заказов в работе на сотню ярдов .... роскосмос решал бы только кроссворды .... и минобороны рисовало бы только мультфильмы .....

аз_инджа_бе_шма

  • **
  • Сообщений: 5604
  • از من به شما
да херли далеко ходить ..... дионый мост - диодный мост .... решите простую задачку с олимпиады по физике для 9-го класса ... и вы поймете .... насколько вы хорошо представляете себе работу диода .... даже в идеальном варианте ...



Правила Кирхгофа тебе в руки. :D
Правда есть нюансы, не озвучено, какие это диоды (германиевые, кремниевые, шотки), их обратное пробойное напряжение, тип(полярность) приложенного напряжения к точкам АВ, от чего и будут зависеть полученные результаты. :D

flyer.catacomb

  • Гость
Если кто удивляется этому, то я вовсе нет. Это было вполне распространено и в советское время, особенно на излете. Сталкивался с выпускниками киевского политеха, абсолютно стерильными.

Человечество накопило очень много знаний. Без усилий в башку ничего не лезет, а соблазнов не учиться хоть пруд пруди.

Прусская (и как ее прямой наследник - советская в большинстве видов своего разлива) школа, когда насильственно вбивались знания в голову с помощью угроз и репрессий, уже умерла. А ответственности обучаемого не прибавилось. Результат не замедлил сказаться. Ну и слепое обезьянничание с западных "новаций" в основном англо-саксонских, тоже не добавило ничего хорошего.

ЗаМКАДыш

  • *****
  • Сообщений: 41706
  • Работайте, Братья!
ну зачем так строго судить новичка?

ну спутал он диодный мост с трехфазным однополупериодным выпрямителем

бывает
Вот оно явное проявление "образования" на нашем же форуме. И остальные комментаторы - тоже - так себе :bad:

Вопрос на засыпку: на сколько фаз должен получиться такой типа "однополупериодный выпрямитель", даже если мы по доброте душевной нарисуем отвод от общей точки соединения диодов и не забудем про "нулевой" проводник сети. Сферичность в вакууме такой схемы намеренно опускаем и из рассуждения исключаем.
"Русские – удивительный народ. Иногда кажется, что им без разницы: выпить кофе, прокатиться на медведе или выиграть войну" (С) журналист Бил Ньюи.

орнитолог

  • *****
  • Сообщений: 76232
Правила Кирхгофа тебе в руки. :D
Правда есть нюансы, не озвучено, какие это диоды (германиевые, кремниевые, шотки), их обратное пробойное напряжение, тип(полярность) приложенного напряжения к точкам АВ, от чего и будут зависеть полученные результаты. :D

та мне в руки ничего не надо ....

и зачем тебе дополнительная инфа про диоды ..... если тебе дана их вольтамперная характеристика  .... полярность диодов тоже на схеме обозначена .... и в сущности тут нет разницы .... германиевые эти диоды или кремниевые ... или арсенид-галлиевые ....смотри и изучай фольтамперную характеристику ....

а вот график, требуемый в задаче, нужно построить для всяких вариантов полярности приложенного напряжения .... как это обычно и строят ....

чего еще ???? ..... спрашивайте .....

Гематом

  • *****
  • Сообщений: 54432
  • Сволочь. Приличная.
во-первых преемственность ....

а во-вторых это полная хуйня ..... иначе росатом не имел бы заказов в работе на сотню ярдов .... роскосмос решал бы только кроссворды .... и минобороны рисовало бы только мультфильмы .....
Я ситуацию секу изнутри. На 600 разработчиков реально в цене человек 40. И среди них нет ни одного младше 45 лет. Молодые иногда устраиваются,  но чаще всего представляют из себя профессиональный мусор. Не знают элементарного порой. Что из него вырастет лет через пять неясно.  Насчёт прИемственности.  Уволился с предыдущего места работы,  когда в моём секторе схемотехники остался на пару лет один и мне буквально сели на голову.  После моего ухода сектор закрыли. Не смогли найти замену. При этом радиотехников в городе готовят в бывшем политехе и Лобаче (оба университеты). Но сейчас проще стать за год программистом,  чем за десять лет технарём. Возможно,  что Роскосмос как-то и решает кадровые проблемы,  но кроме него есть и другие предприятия.  В частности,  у нас вся верхушка города в предприятиях и КБ радиотехнического профиля.  И у них большие кадровые проблемы. На улице реально нет спецов. Поиски растягиваются на годы и часто безрезультатны.