https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B0%D1%82Юденра́т (нем. Judenrat, мн. Judenraete, Judenräte — «еврейский совет») — в годы Второй мировой войны административный орган еврейского самоуправления, который по инициативе германских оккупационных властей в принудительном порядке учреждался в каждом гетто для обеспечения исполнения нацистских приказов, касавшихся евреев[1][2].
Первые юденраты[править | править вики-текст]
Первые марионеточные органы еврейского «самоуправления» нацистское руководство создало в Германии, в Вене и в Праге, но назывались они ещё по-разному и подчинялись разным инстанциям (чаще всего гестапо). Только после оккупации Польши гитлеровцы унифицировали политику в отношении юденратов, и сам этот термин впервые появился в секретной инструкции шефа гестапо Р. Гейдриха руководителям айнзацгрупп 21 сентября 1939 года: «Во всех еврейских общинах должен быть создан совет еврейских нотаблей, по возможности составленный из личностей, пользующихся влиянием, и раввинов. Совет должен состоять из 24 евреев-мужчин (количество зависит от численности общины). Он должен быть полностью ответственным (в буквальном смысле слова) за точное и неукоснительное соблюдение всех инструкций, которые уже разработаны и которые ещё будут разработаны»[1][3].
Первые юденраты были созданы в оккупированной Польше осенью 1939 года по приказу Гейдриха уже через несколько недель после начала Второй мировой войны[2]. По мере расширения немецкой оккупации юденраты были созданы во всех оккупированных странах, кроме Франции, Бельгии и Греции, — предположительно потому, что Германия не собиралась эти страны аннексировать. Но и на этих территориях нацисты предписывали еврейским общинам назначить старост для обеспечения выполнения приказов оккупантов[1].
Территориальная зона ответственности и подотчётность юденратов варьировались без определённой системы. Юденрат мог отвечать как за город или местечко, так и за целый район. В Германии, Голландии, Словакии, Румынии и в Протекторате Богемия и Моравия юрисдикция юденрата распространялась на всю страну[2].
В отдельных случаях евреи самостоятельно создавали свои органы самоуправления еще до получения приказа о создании юденратов. Такие действия были вызваны необходимостью в любом случае организовать жизнь общины, иметь представительский орган для переговоров с властями и подкупа должностных лиц с целью защиты евреев, для предотвращения грабежей и беспорядков и необходимостью упорядочивания отправки евреев на принудительные работы. В Камень Каширском, например, такой орган самоуправления просуществовал 3 месяца[3].
Структура и полномочия юденрата[править | править вики-текст]
Юденрат, в соответствии с инструкцией Гейдриха, в обязательном порядке создавался в каждом населённом пункте с еврейским населением на всех оккупированных немцами территориях. Если численность евреев в данном месте превышала 10 000 человек, юденрат назначался из 24 членов, если менее — из 12 человек. Руководитель юденрата часто назывался «юденэльтестер» (нем. Judenältester) — еврейский староста[1].
У многих евреев существовала иллюзия, что служба в юденрате хоть в какой-то степени гарантирует сохранение жизни, и по этой причине штат работников юденрата при возможности искусственно расширялся. К тому же сотрудники юденрата и еврейской полиции получали большее вознаграждение и больший паёк, чем другие узники гетто[1].
Председатель юденрата («еврейский староста») один контактировал с германскими властями, отчего население гетто зачастую полагало, что немцы с ним считаются, — хотя в действительности староста только передавал и осуществлял приказы оккупантов. При огромном количестве обязанностей, возложенных на юденраты, никакой реальной власти еврейские советы не имели, немецкие оккупационные власти с ними совершенно не считались, и максимум, что удавалось юденратам, — только временно отсрочить очередное массовое убийство узников или отправку евреев в лагеря уничтожения[1].
Члены и состав юденратов[править | править вики-текст]
В Европе членами юденратов назначались многие известные еврейские общественные деятели, активисты еврейских политических партий, религиозных и благотворительных организаций. В оккупированном Советском Союзе немцы также стремились создавать юденраты из авторитетных в данной общине евреев. В частности, от религиозных деятелей ожидалось, что они, во-первых, хорошо знают всех местных евреев, а во-вторых, будут хорошо служить в юденрате или в качестве еврейского старосты из-за недовольства преследованием советским режимом иудаизма. Там, где не находилось религиозных авторитетов, гитлеровцы часто ставили на эти должности местных уважаемых учителей или врачей[1][2].
Члены юденрата в гетто города Шидловец (Польша)
Стремление немцев назначать членами юденрата известных еврейских деятелей историки объясняют несколькими причинами. Во-первых, это давало возможность подкрепить свои приказы авторитетом руководителей гетто и избежать тем самым возможных волнений. Во-вторых, с другой стороны, исполнение нацистских приказов этих же руководителей унижало в глазах узников и уменьшало их потенциальные возможности возглавить сопротивление. В-третьих, сохранение прежнего руководства общины усыпляло бдительность евреев и позволяло протянуть время до окончательного уничтожения гетто. И, в-четвертых, уважаемые члены юденрата были особенно удобны в качестве заложников, — потому что когда нацисты без колебаний убивали даже таких известных людей, то рядовые узники понимали, что они в глазах немцев вообще ничего не значат[3].
В большинстве случаев евреи не хотели работать в юденратах. Основная причина этого — чтобы не действовать против самих же евреев и не покрыть себя бесчестьем, часть — потому что риск превышал предполагаемые выгоды. Также далеко не каждый был способен терпеть постоянные унижения, неизбежные при работе в юденрате. Например, в городе Великие Луки председателем юденрата назначили 65-летнего Лабаса, который ежедневно был обязан говорить немцам следующую фразу: «Я, жид Лабас, докладываю вам… что все жиды на месте…», и если кого из евреев не хватало, Лабаса безжалостно избивали. Однако кто-то должен был заботиться о своих братьях-евреях в нечеловеческих условиях гетто, и евреи в конце концов обычно соглашались на работу в юденрате в надежде помочь спасти своих[2][3][4].
Большей частью желаемых членов юденрата, председателя и его заместителя избирали местные евреи, но нацисты всегда контролировали это, и решение евреев обязательно утверждалось немецкой администрацией[2]. Иногда главой юденрата назначали и случайных людей. Например, в Вильнюсе, не найдя раввинов, немцы поручили организацию юденрата первому попавшемуся синагогальному служке; в Евпатории членами юденрата оккупанты поставили первых подвернувшихся им десять евреев[3].
Убийства членов юденратов[править | править вики-текст]
Состав всех юденратов быстро менялся. Многих членов юденратов нацисты убивали или отправляли в лагеря смерти наравне с рядовыми узниками гетто. В Западной Европе были убиты немцами почти 90 % руководителей гетто, а на оккупированной части СССР погибли практически все. Убивали тех, кто вызвал неудовольствие или подозрения гитлеровцев, незамедлительно убивали недостаточно покорных. В результате авторитетные деятели еврейских общин, назначенные в начале образования гетто, постепенно заменялись людьми, единственным достоинством которых было безоговорочное послушание. Например, 3 июля 1942 года немцы приказали старосте Барановичского гетто Б. Исаксону составить список узников для уничтожения, на что он ответил: «Я не Бог, чтобы решать, кому жить, а кому умирать», — и был расстрелян вместе с другими, отобранными без его участия. Глава Львовского гетто Йозеф Парнес отказался предоставлять списки для трудовых лагерей: «Община и ее органы были созданы не для того, чтобы отправлять евреев на смерть», — и был убит нацистами, а его преемники Адольф Ротфельд, Эдуард Эберзон и Ландсберг уже не сопротивлялись решениям немецких властей[1][3].
За неподчинение юденраты истреблялись незамедлительно. В том же Львовском гетто из четырёх председателей юденрата своей смертью умер только один, а троих всё равно убили немцы. В Минском гетто расстреляли двоих председателей юденрата, в Вильнюском — тоже двоих и ещё нескольких членов юденрата. В Лидском гетто и в гетто в Монастырщине и Хиславичах первый юденрат расстреляли в полном составе[3].
Нередко члены юденрата кончали жизнь самоубийством в отчаянии от невозможности помешать убийствам узников или их депортации в лагеря смерти. Так, узнав о депортациях, покончил с собой Адам Черняков — глава Варшавского гетто. Некоторых членов юденратов убили бойцы еврейского Сопротивления. Только в Греции и Нидерландах статус старосты давал реальный шанс на выживание[1][3].
Функции и деятельность юденратов[править | править вики-текст]
Первоначально юденраты отвечали за перемещение евреев из небольших населённых пунктов в места, где были созданы гетто, за размещение и обустройство узников, а также за сбор евреев в случае их вывода за пределы гетто[1].
Со временем функции юденратов расширялись, и они несли ответственность за всё, происходившее внутри гетто, и за реализацию административных и экономических мер, направленных немцами против евреев. Это включало обеспечение хозяйственной жизни и порядка, пресечение контрабанды, обеспечение продовольствием, назначение и распределение рабочих на принудительные работы, сбор денежных средств и контрибуций, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях и исполнение распоряжений нацистов. Юденрат контролировал также и другие административные структуры внутри гетто (там, где они были) — еврейскую полицию, пожарную часть, здравоохранение, социальные службы, статистический учет, работу образовательных структур и синагог[1][2].
Обеспечение продовольствием[править | править вики-текст]
Общественная столовая в Лодзинском гетто
Юденраты распределяли мизерные пищевые пайки, выделяемые немцами на узников гетто, — а были гетто, где не выдавалось вообще никакой еды. Немцам удалось сделать голод вторым по масштабу (после непосредственного убийства) средством истребления евреев. Например, в гетто Лодзи из 200 000 узников от голода погибла половина. В гетто Каунаса евреи, работающие на принудительных работах, получали на неделю 1400 граммов хлеба и 250 граммов конины, неработающие — половину от этого. В гетто Борисова 150 граммов хлеба в день давали только работающим, в гетто в Шполе и в Велиже узников вообще не кормили, в Смоленском гетто от голода умерли сотни людей[2][3].
Во многих гетто юденраты прилагали большие усилия, организуя нелегальную доставку пищи для узников — путём недозволенных закупок или вымениванием продуктов и тайной доставкой их в гетто. За «контрабанду» продуктов наказанием в большинстве случаев был расстрел. Например, в Вильнюсское гетто юденрат контрабандным путем иногда ввозил целые телеги с продуктами, купленными у литовцев, маскируясь вывозом мусора или умерших узников. Очень редко юденратам удавалось вымолить у немцев официальное разрешение купить еду вне гетто. Но и тогда в гетто часто мало что доходило. Например, в Львовском гетто юденрат после огромных усилий сумел получить полторы тонны посылок с продуктами и медикаментами — но бо́льшую часть полученного немцы и полицаи отобрали[3].
Юденраты организовывали по мере возможности выращивание овощей на каждом клочке земли, устраивали для умирающих от голода столовые, — например, в Брестском гетто почти 25 % узников хоть что-то ели благодаря заботе юденрата. В Варшаве, Белостоке и других гетто юденраты смогли какое-то время поддерживать часть людей едой, теплом и одеждой[3].